Наставничество – это федеральный проект, в котором подросток может получить поддержку старшего товарища – наставника, который уже имеет определенный опыт и помогает планомерно достигать поставленные цели и формулировать мечты.
МБОУ "Лицей № 21" стал апробационной площадкой по внедрению Целевой модели наставничества.
Основные задачи:
- взаимодействие наставника с наставляемым,
- помощь в реализации лидерского потенциала,
- развитие гибких навыков и метакомпетенций,
- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,
- создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации,
- формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных выпускников.
Наставничество рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы обучения, поскольку это происходит через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставничество (менторинг) — это один из методов обучения персонала, когда более опытный сотрудник делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком на протяжении определенного времени.
Это всегда работа “в обе стороны”, взаимное обогащение опытом. И наставники, и наставляемые получают возможность открыть новые идеи, получить объективную обратную связь, а также усовершенствовать свои коммуникативные навыки и нетворк.
Участие в проекте предполагает три главных роли: Наставник, наставляемый и куратор.
Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. В качестве наставников проекта школы отбираются учащиеся 9-11 классов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставляемыми могут стать ученики 5-9 классов, которые:
- имеют достижения, как в учебной деятельности, так и личного характера;
- имеют свою историю успеха и хотели бы поделиться опытом;
- готовы развиваться, учиться, узнавать новое и делать мир лучше;
- имеют позитивный взгляд на вещь.
А также наставничество будет полезно тем, кто:
- нуждается в совете,
- уже имеет хорошие достижения и хочет узнать больше о новой для себя области,
- ищет способ практически реализовать свои знания,
- пытается самостоятельно понять свои склонности и способности.
Куратор – педагог школы, отвечает за организацию программы наставничества, проводит обучение наставников, организует взаимодействие между наставником и наставляемым.
Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько этапов: отбор наставников и наставляемых, обучение наставников, формирование наставнических пар, работа наставников с наставляемыми, рефлексия и подведение итогов.
2021-2022 учебный год стал первой фазой запуска проекта в школе. В качестве наставников отбирались обучающиеся 9-11 классов. После прохождения обучения (тренинговые встречи под руководством куратора проекта) каждый из старшеклассников, участвующий в программе, получил пошаговые инструкции для взаимодействия с наставляемыми. Кроме того, ему предоставлен наставник из числа педагогов школы, который оказывает ему помощь и поддержку.
Наставники получают в пару наставляемых ребят из числа учеников 5-9 классов, которые нуждаются в дополнительной поддержке, и в рамках периодических встреч поделятся своим опытом и механизмами решения поставленных задач.
Что дает участие в проекте?
Как наставники, так и наставляемые получают целый ряд преимуществ.
Во-первых, доступ к практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения в школе, но и в дальнейшей жизни.
Во-вторых, новый формат взаимодействия с товарищами внутри школы, приобщение к всероссийскому сообществу мотивированной активной молодежи, пополнение портфолио, доступ к участию в выездных лидерских программах на уровне региона и страны.
В-третьих, новый взгляд на свои сильные стороны, поддержка и помощь в существующих вопросах, толчок для самореализации, достижения своих целей и желаний.
Участие в проекте помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе.