МБОУ "Лицей № 21"
г. Курск
  • Функциональная грамотность

    Что необходимо знать о функциональной грамотности

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности.

    Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

    Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

    Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

    Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

    1. Читательская грамотность.

    Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Математическая грамотность.

    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

    3. Естественно-научная грамотность

    Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

    4. Финансовая грамотность

    Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

    5. Креативное мышление

    Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

    6. Глобальные компетенции

    Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

    На сайте ФИПИ опубликовали открытые банки заданий по читательской и естественно-научной грамотности, а также сформировали открытый банк оценочных средств по русскому языку

    Банк заданий по оценке читательской грамотности подготовили для учеников 5–9-х классов

    Задания разработали на основе текстов по русскому языку, истории, обществознанию, географии, биологии, химии и физике. Всего в банке 900 заданий.

    Открытый банк заданий по оценке естественно-научной грамотности состоит из заданий для учеников 7–9-х классов. Всего в банке 700 заданий.

    Дополнительно ФИПИ опубликовал банк оценочных средств по русскому языку для учеников 1–11-х классов. Открытый банк оценочных средств по русскому языку включает более 10 000 заданий по основным разделам курса русского языка «Чтение», «Письмо», «Слушание», «Говорение», «Основные разделы науки о языке», включая задания с устной формой ответа, а также 60 контрольных измерительных материалов для проведения итоговых работ для начального общего, основного общего и среднего общего образования.

    Управленческая команда МБОУ «Лицей № 21» представила опыта работы учреждения по вопросу управления процессами формирования функциональной грамотности как одного из ключевых требований обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в ЦНППМ КИРО.
     
    Членами административной команды Лицея были обозначены задачи по встраиванию этой деятельности в образовательную среду, представлены варианты решения этих задач. Представленная модель управления развитием функциональной грамотности основана на распределении полномочий среди членов управленческой команды, которая в своей деятельности учитывает все составляющие данного понятия: читательскую грамотность, математическую и финансовую грамотность, естественнонаучную грамотность, креативную грамотность и глобальные компетенции.

    Смотреть видеоролик Территория руководителя"

    Представленная модель управления развитием функциональной грамотности основана на распределении полномочий среди членов управленческой команды, которая в своей деятельности учитывает все составляющие данного понятия: читательскую грамотность, математическую и финансовую грамотность, естественнонаучную грамотность, креативную грамотность и глобальные компетенции.

    Обучение финансовой грамотности в школах стало обязательным. Что надо знать детям - в интервью с Марией Филипповой, учителем 21 лицея Курска.

    Ответственный

    Шалимова Анна Владимировна.
    Шалимова Анна Владимировна
    Заместитель директора по УВР
    Телефон:
    8 (4712) 35 65 15
    Часы приема:
    ПН-ПТ с 9.00 до 17.00
    Репозиторий

    Банк лучших практик по формированию и оценке функциональной грамотности

    Разработки мероприятий, мастер-классы, статьи, технологические карты уроков:

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie