В соответствии с Концепцией модернизации российского образования поставлена задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, на отработку гибкой системы профилей. Среднее общее образование должно стать более индивидуальным, функциональным и эффективным. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
К концу 9 класса обучающиеся должны определиться с местом дальнейшего обучения. Получение 9-классниками документа об основном (общем) образовании позволяет выбрать разные маршруты: продолжить обучение в 10 классе школы (необязательно той же самой), поступить в учреждение среднего профессионального образования (например, колледж), начать трудовую деятельность.
Сделать верное профессиональное самоопределение школьникам помогают взрослые: родители, учителя, психологи, специалисты по профориентации. Из выпускников 9-х классов осуществляется комплектование профильных классов. По окончании 9 класса ребенок оказывается в ситуации выбора: остаться в своей школе и выбирать профиль из предлагаемых своей образовательной организацией или перейти в другое учебное заведение (школу, колледж).
Как показывает практика, ситуация выбора (особенно если ребенок и семья ставятся в нее впервые) представляет собой определенный стресс. Остаться ли с любимыми учителями или менять коллектив для удовлетворения познавательных интересов? Чтобы заранее подготовить ребенка к этому выбору, в Лицее для обучающихся 8-9-классов осуществляется предпрофильная подготовка.
При зачислении в профильные классы допускается изучение наклонностей школьников по специальным методикам и тестирование обучающихся по профильным предметам. Выявлению и развитию индивидуальных склонностей и способностей ребенка служит также портфолио ученика. Индивидуальный портфель («портфолио») образовательных достижений – результаты олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Эти достижения должны быть подтверждены сертификатами, имеющими достаточную степень объективности. Помогать собирать портфолио может классный руководитель и (или) сами родители.