Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности.
Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.
Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.
Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.
1. Читательская грамотность.
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Математическая грамотность.
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
3. Естественно-научная грамотность
Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
4. Финансовая грамотность
Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
5. Креативное мышление
Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.
6. Глобальные компетенции
Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
На сайте ФИПИ опубликовали открытые банки заданий по читательской и естественно-научной грамотности, а также сформировали открытый банк оценочных средств по русскому языку
Банк заданий по оценке читательской грамотности подготовили для учеников 5–9-х классов.
Задания разработали на основе текстов по русскому языку, истории, обществознанию, географии, биологии, химии и физике. Всего в банке 900 заданий.
Открытый банк заданий по оценке естественно-научной грамотности состоит из заданий для учеников 7–9-х классов. Всего в банке 700 заданий.
Дополнительно ФИПИ опубликовал банк оценочных средств по русскому языку для учеников 1–11-х классов. Открытый банк оценочных средств по русскому языку включает более 10 000 заданий по основным разделам курса русского языка «Чтение», «Письмо», «Слушание», «Говорение», «Основные разделы науки о языке», включая задания с устной формой ответа, а также 60 контрольных измерительных материалов для проведения итоговых работ для начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Управленческая команда МБОУ «Лицей № 21» представила опыта работы учреждения по вопросу управления процессами формирования функциональной грамотности как одного из ключевых требований обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в ЦНППМ КИРО.
Членами административной команды Лицея были обозначены задачи по встраиванию этой деятельности в образовательную среду, представлены варианты решения этих задач. Представленная модель управления развитием функциональной грамотности основана на распределении полномочий среди членов управленческой команды, которая в своей деятельности учитывает все составляющие данного понятия: читательскую грамотность, математическую и финансовую грамотность, естественнонаучную грамотность, креативную грамотность и глобальные компетенции.
Смотреть видеоролик Территория руководителя"
Представленная модель управления развитием функциональной грамотности основана на распределении полномочий среди членов управленческой команды, которая в своей деятельности учитывает все составляющие данного понятия: читательскую грамотность, математическую и финансовую грамотность, естественнонаучную грамотность, креативную грамотность и глобальные компетенции.
Обучение финансовой грамотности в школах стало обязательным. Что надо знать детям - в интервью с Марией Филипповой, учителем 21 лицея Курска.